О КАФЕДРЕ

Серикова Наталия Владимировна

Зав. кафедрой ЭМ,
кандидат экономических наук, доцент

Кафедра Экономики машиностроения Альметьевского филиала была создана на основании решения Ученого Совета Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева от 04.04.2005 в связи необходимостью обеспечения учебного процесса по подготовке и выпуску студентов специальности 080500 «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», а также для преподавания экономических и управленческих дисциплин студентам технических специальностей. Первый набор студентов был осуществлен в 2006 году (по заочной форме обучения), в 2007 был объявлен набор также на очную форму обучения.

С 2011 года кафедра ведет подготовку бакалавров по направлениям: 38.03.01 Экономика (Экономика предприятий и организаций) и 38.03.02 Менеджмент (Управление бизнесом и человеческими ресурсами), с 2021 года осуществляется подготовка бакалавров по направлению 38.03.05 – Бизнес-информатика (Информационные системы в цифровой экономике). Более 90 % выпускников кафедры трудоустраиваются на машиностроительные предприятия (АО «Альметьевский завод «Радиоприбор», ООО «Римера-Алнас», Альметьевский филиал АО «Выксунский металлургический завод»), на предприятия системы ПАО «Татнефть», малые нефтяные и пр. компании, коммерческие банки, страховые компании и другие предприятия Юго-Востока Республики Татарстан и Российской Федерации, чем подтверждается высокий уровень качества подготовки обучающихся.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в разработке учебно-методических комплексов по реализуемым образовательным программам, формируют электронные курсы по преподаваемым дисциплинам. Профессорско-преподавательский состав отличается активностью как в собственных научных исследованиях и разработках, так и в организации студенческой науки филиала. ППС кафедры, а также обучающиеся под руководством преподавателей – участники многих научно-практических конференций и научных мероприятий (региональных, всероссийских, международных – проводимых в городах: Москва, Санкт Петербург, Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Волгоград, Екатеринбург, Саратов, Новокузнецк, Воронеж, Самара и др.).

Кафедра экономики машиностроения активно сотрудничает с промышленными предприятиями, организуя совместные научные мероприятия как для ученых, так и для обучающихся. Специалисты промышленных предприятий машиностроительного кластера и прочих организаций участвуют в разработке рабочих программ, программ учебных и производственных практик, оказывают консультационную помощь при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ, принимают участие в образовательном процессе и итоговой государственной аттестации.

Кафедра принимает участие в разработке тем НИОКР промышленных предприятий. Профессорско-преподавательским составом кафедры проводились и ведутся исследования по следующим направлениям: исследование потребительского рынка машиностроительной продукции; ликвидация непроизводительных затрат рабочего времени на машиностроительных предприятиях; исследование производительности труда на отечественных машиностроительных предприятиях; инновационные процессы в российском машиностроении; управление рисками на предприятиях машиностроительной отрасли; оптимизация функционирования корпоративных структур; эффективное использование экономических ресурсов; моделирование и оптимизация бизнес-процессов; моделирование производственных систем.

В настоящее время в рамках цифровизации экономики и цифрового развития сферы высшего и дополнительного профессионального образования кафедрой решаются следующие задачи:

  • обеспечение учебного процесса образовательными и исследовательскими программами с применением цифровых и сквозных технологий;
  • участие в расширении ИТ-инфраструктуры филиала;
  • организация получения обучающимися цифровых компетенций в рамках дополнительного образования;
  • качественная подготовка кадров для цифровой экономики исходя из потребности потенциальных работодателей;
  • организация проведения прикладных научных исследований, участие в научных мероприятиях различного уровня и повышение публикационной активности преподавателей и обучающихся.